Выставка «Духовно-философская мысль России в произведениях святителя Игнатия (Брянчанинова) и его окружения. К 210-летию со дня рождения»
В Румянцевском читальном зале отдела рукописей Российской государственной библиотеки проходит выставка, которая соответствует главной идее РГБ: открывать фонды и знакомить посетителей с тем прекрасным, что закрыто обычно от глаз широкой публики. Она посвящена 210-летию со дня рождения святителя Игнатия (Брянчанинова).
Выставка «Духовно-философская мысль России в произведениях святителя Игнатия (Брянчанинова) и его окружения. К 210-летию со дня рождения» рассказывает о жизненном пути, подвижничестве, трудах епископа Кавказского и Черноморского, учёного, переводчика, человека, прошедшего путь от поручика инженерных войск до святителя Русской православной церкви. Чем особенно ценна эта выставка? Многим имя святителя Игнатия (Брянчанинова) только смутно знакомо, кто-то просто спрашивает: «А кто это?». А благодаря выставке в отделе рукописей мы можем многое узнать о том, кого называли Игнатием Новым Богоносцем, осознать масштаб его личности и увидеть через призму подлинных автографов, трудов и документов незаурядного талантливого человека.
В Российской государственной библиотеке отдельного фонда святителя Игнатия нет. Поэтому документы для выставки были взяты из архивного фонда его друга, делопроизводителя Троице-Сергиевой пустыни Павла Петровича Яковлева и из других фондов отдела рукописей.
Свой путь
Дмитрий Александрович Брянчанинов родился 5 (17) февраля 1807 года в старинной дворянской семье. Старший ребёнок в многодетной семье, он по настоянию отца, мечтавшего о военной карьере для сына, поступил в 15 лет в Санкт-Петербургское Военно-инженерное училище, хотя уже тогда мечтал о духовной стезе. «Детство моё было преисполнено скорбей... — писал позже святитель. — Я не имел кому открыть моего сердца: начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых...». Воле отца Дмитрий противиться не посмел, блестяще сдал экзамены и был зачислен сразу во второй класс.
Учился юноша отлично, но при этом продолжал духовные искания, изучал труды отцов церкви и обращался за советом к монахам Валаамского подворья и Александро-Невской лавры. Об этом узнал его отец, Александр Сергеевич, рассердился и строго запретил сыну даже думать о монашестве. По просьбе отца Дмитрия переселили в казармы училища, поместили под строгий надзор и даже устроили ему встречу с Петербургским митрополитом Серафимом. Тот объявил юноше, что в любом случае Брянчанинов, не обладающий учёной степенью духовных академий, не поднимется в церковной иерархии выше сана архимандрита. На что Дмитрий ответил, что ищет не карьеры, а спасения души.
Как лучший выпускник Главного инженерного училища, Дмитрий Брянчанинов был представлен императору Николаю I и великому князю Михаилу Павловичу. Молодому подпоручику прочили блестящую карьеру. Но Брянчанинов сразу по окончании училища подал в отставку, чем оскорбил высоких покровителей в лучших чувствах. Отставка принята не была, и в январе 1827 года Дмитрий Александрович Брянчанинов получил назначение в инженерную команду Динабургской крепости. Начальнику крепости было предписано строго следить за поведением Брянчанинова и не позволять ему углубляться в духовную жизнь.
Слабый здоровьем, Дмитрий заболел вскоре по прибытии в крепость. Болезнь была так тяжела, что в ноябре 1827 года ему позволено было уйти в отставку. И Брянчанинов немедленно отправился в Александро-Свирскую обитель к старцу Леониду. Отец так потрясён был произошедшим, что отказал сыну в денежном содержании. Родные и знакомые недоумевали и возмущались. А Дмитрий был счастлив, потому что наконец-то ничто не стояло между ним и избранным им путём духовного служения.
Дело жизни
Пройдя длительное послушничество в разных обителях, в июне 1831 года Брянчанинов был пострижен в монахи и наречён Игнатием, в честь священномученика Игнатия Богоносца, а в июле — рукоположен в иеромонаха. Вот что писал об этом сам святитель Павлу Петровичу Яковлеву 11 августа 1831 года (автограф этого письма вы увидите на выставке): «Совершилось! Я пострижен и посвящён во иеромонаха. Когда меня постригали, казалось мне, что я умер; когда посвятили, казалось — воскрес. Живу какой-то новою жизнью, весьма спокоен, не тревожит меня никакое желание, во время каждой обедни ощущаю, что достиг конца желаний, что получил более, нежели сколько бы мне пожелать... Сказываю всем о себе то, что другие о мне знать и сказать не могут: я счастлив!»
В январе 1932 года Игнатий Брянчанинов был назначен настоятелем Лопотовского монастыря неподалеку от Вологды. Там он проявил себя и отличным хозяйственником, и строгим духовником. Проявленные и здесь блестящие способности сделали своё дело. 1 января 1834 года его возвели в сан архимандрита. Архимандрит Игнатий был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга.
Молодому настоятелю ( ему было всего лишь 27 лет) пришлось поднимать разрушенное хозяйство монастыря, возрождать его духовную жизнь и возвращать к служению нерадивых монахов, остававшихся в обители.
За 24 года, что архимандрит Игнатий был настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, он превратил обитель в один из центров духовной жизни России, в место, куда стремились и монахи — за наставлением и руководством, и светские люди — за советом и душевным успокоением. На выставке в отделе рукописей представлен список адресатов, состоящих в переписке с отцом Игнатием: в этом списке более восьмисот человек. Вот одно из размещённых в экспозиции писем к архимандриту Игнатию от обер-прокурора Святейшего правительствующего синода Степана Дмитриевича Нечаева (от 20 сентября 1839 года): «Желал бы сердечно опять увидеть и послушать Вас; но надежды не имею на такое утешение. Доставьте мне, по крайней мере, другое — если это Вас не затруднит: пришлите мне хоть маленькое изображение любезного для меня облика Вашего. Оно будет безмолвно беседовать со мною о многом полезном для души моей, нелестно к Вам приверженной...». А шестнадцать старцев из Сергиевой пустыни, «воспитанников» архимандрита, стали настоятелями монастырей.
23 октября 1857 года в Святейшем синоде прошло наречение архимандрита Игнатия во епископа Кавказского и Черноморского, и через месяц он отправился к новому месту назначения — в город Ставрополь. Сделать предстояло немало: Кавказская кафедра была учреждена лишь в 1843 году, порядка не было, половину населения составляло казачество, выведенное из ведомства епархиального архиерея, много было староверов, да ещё и бытовые трудности... Архиерейского дома не было, а жить на частной квартире святитель Игнатий считал расточительством.
Через четыре года святитель Игнатий, измотанный физически и духовно, подаёт прошение об отставке. Указом от 5 августа 1861 года он был уволен на покой и отправился в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии.
30 апреля (12 мая) 1867 года святитель Игнатий скончался. Всего шестьдесят лет жизни — но это были удивительно наполненные годы: его духовное наследие, философские труды, переводы, след, который он оставил в жизни России, трудно переоценить.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) причислен к лику святых 6 июня 1988 года. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле.
Выставка в отделе рукописей
Выступая на открытии выставки, заведующий отделом рукописей РГБ Виктор Фёдорович Молчанов подчеркнул, что одна из важнейших задач библиотеки — открывать фонды, показывать то, что обычно видят только специалисты-исследователи, широкой публике. И выставка «Духовно-философская мысль России в произведениях святителя Игнатия (Брянчанинова) и его окружения. К 210-летию со дня рождения» в полной мере выполняет эту задачу.
Выставка получилось очень интересной — и это, безусловно, заслуга её куратора, Дмитрия Александровича Чудинова, главного хранителя отдела рукописей РГБ, и помогавшей ему Любови Александровны Шевцовой, главного архивиста. Переходя от витрины к витрине, вы можете представить жизнь святителя Игнатия в развитии. Перед вашими глазами разворачивается история человека, который шёл собственным путём и вёл за собой других.
В экспозиции — биографические материалы, автографы духовных трудов святителя, в том числе один из ранних, написанных ещё во время послушничества — «Сад во время зимы» (1829), выполненные святителем переводы богословских трудов на русский язык (например, «Лествица» святого Иоанна Лествичника). Вы можете увидеть переписку святителя с многочисленными учениками и друзьями, среди которых обер-прокурор Святейшего правительствующего синода Степан Дмитриевич Нечаев, духовный поэт игумен Антоний (Бочков), великие оптинские старцы Леонид (Наголкин) и Макарий (Иванов). В одной из витрин — биография епископа Игнатия (Брянчанинова) с поправками Павла Петровича Яковлева.
Фоторепортаж с открытия выставки
Фото: Мария Колосова / РГБ